.
Цены на бензин  |  
Тарифы ЖКХ  |  
Недвижимость  |  
Депозитные ставки  |  
Материнский капитал  |  
Е-декларации  |  
Бюджет 2018  |  
Децентрализация  |  
Реформы в Украине  |  
Ассоциация с ЕС  |  
Зона свободной торговли  |  
Безналичные платежи  |  
Сланцевый газ  |  
Тарифы на газ   |  
Пиратство в Украине  |  
Европротокол  |  
Что будет с гривной?  |  
Налог на недвижимость  |  
Таможенный союз  |  
Цены на нефть  |  
Налог на прибыль  |  
Возмещение НДС  |  
ВВП Украины   |  
Рынок Форекс   |  
Единый налог  |  
Налоговая декларация  |  
Оффшорные зоны  |  
Цены на газ   |  
Лизинг  |  
Автострахование  |  
ОСМД  |  
Пенсионная реформа  |  
Безвизовый режим  |  
Биометрический паспорт   |  
Вклады СССР   |  
Техосмотр  |  
Новый год  |  
Тарифы на воду  |  
Тарифы на электричесвто  |  
Тарифы на отопление  |  
Отмена льгот  |  
Дороги в Украине  |  
Реконструкция Почтовой площади  |  
Вторая волна кризиса  |  
Доступное жилье   |  
Реформа БТИ   |  
Ипотека  |  
Авторынок  |  
Автокредиты   |  
Автогражданка  |  
Кредиты МВФ  |  
Инфляция в Украине  |  
Прожиточный минимум  |  
Государственный долг  |  
Инвестиции в золото  |  
Транспорт   |  
Скоростные поезда  |  
Маршрутки  |  
Метро  |  
Авиаперевозки  |  
Армия чиновников  |  
Налог на роскошь   |  
Верховная рада  |  
Жизнь олигархов  |  
Привилегии депутатов  |  
Карточка киевлянина   |  
Проверки бизнеса  |  
Наводнение  |  
Запрет курения  |  
Валютный сбор  |  
Курс доллара  |  
Курс евро  |  
Реконструкция ГТС  |  
LNG-терминал  |  
Фондовая биржа  |  
Туризм  |  
Качество продуктов  |  
Приватизация  |  
Штрафы в Украине  |  
ГАИ  |  
Мошенничество  |  
Интернет  |  
Демонтаж киосков  |  
Белорусские продукты   |  
Работа таможни  |  
Таможенный кодекс   |  
Денежные переводы   |  
АПК  |  
Работа коллекторов  |  
Образование  |  
Банкомат  |  
Афера Родовид банка  |  
Рейдерские атаки   |  
Возвращение МММ  |  
Рынок труда  |  
Трудовой кодекс   |  
Кредитование  |  
Страхование  |  
Налогообложение  |  
Продажа земли  |  
IT-технологии  |  
Акции протеста  |  
Борьба с коррупцией  |  
Укртелеком  |  
Аптеки в Украине  |  
Укрзализныця  |  
Зеленый тариф  |  
Медицина  |  
Контрактная армия  |  
Налоговый кодекс   |  
Игорный бизнес  |  
Платежный баланс  |  
Жилищный кодекс   |  
Урожай


Банкам придется не сладко

ЧЕТВЕРГ, 25 ЯНВАРЯ 2018, 00:21
Просмотров: 1341     Комментариев: 0

Слово, которым можно было описать состояние банковской системы, вступающей в 2018-й, год Собаки по восточному календарю, - операционная дисфункция. Несмотря на то что банки продолжили операционное обслуживание клиентских операций в части наращивания объемов кредитования, в первую очередь корпоративного сектора малого и среднего бизнеса, как и прежде, наблюдается глубокий застой. Фактически полностью утрачена трансмиссия "банки - реальный сектор экономики", в результате чего кредитное плечо банков не в состоянии оказывать стимулирующее воздействие на рост промышленного производства и ВВП.

Банковская система на конец года состояла из 57 банков с частным украинским капиталом, 25 иностранных банков и шести государственных. Концентрация в банковском секторе достигла 91,1% - именно такой удельный вес занимают чистые активы двадцати наибольших банков, что свидетельствует о поглощении рынка госбанками с примесью группы банков с иностранным капиталом. Данная тенденция не могла не отразиться как на качестве обслуживания, так и на стоимости банковских продуктов: снижении депозитных ставок

Погода, Новости, загрузка...
и замораживании процентов по кредитам на спекулятивно высоком уровне.

Стоимость долгосрочных кредитов в национальной валюте, по данным отчетности банков (без учета овердрафта), колебалась в течение года в диапазоне 20-25% годовых, причем существенную статистическую "погрешность" вносили крупные займы госбанков, выдаваемые в пользу госпредприятий и частных финансово-промышленных групп.

ЧИТАЙТЕ: Депозиты-2018: к чему готовиться вкладчикам?

Краткосрочные кредиты в национальной валюте в течение года колебались вокруг отметки в 15% годовых, хотя в конце 2017-го был зафиксирован их существенный рост: они составили 23,2%, впервые превысив уровень ставок по долгосрочным кредитам (20,3%), что свидетельствует о начале разворота ценового тренда в сторону более высоких инфляционных и девальвационных ожиданий населения и бизнеса (что подтверждается данными НБУ относительно опроса корпораций в части ценовых ожиданий на 2018 г. - ожидания в среднем ухудшились).

Сближение краткосрочных и долгосрочных ставок свидетельствует о наращивании инфляции и давлении на курс гривни, а также является реакцией бизнеса и банков на повышение учетной ставки НБУ до 14,5%.

Что касается стоимости фондирования банков (ставки по депозитам), то показатели по долгосрочным вкладам в минувшем году продемонстрировали снижение с 18% до 14%, то есть на одну пятую часть. Основная причина данной тенденции заключена не в системе монетарных и инфляционных факторов, а в модели структурной перестройки банковской системы в сторону увеличения доли госбанков, а также обусловлена характером формирования ликвидности финансового сектора: банки уже практически восполнили потери ликвидности, проявившиеся в результате кризиса 2014-2015 гг., и сумели вернуть основную часть рефинансирования НБУ. По состоянию на 1 октября 2017 г. объем непогашенного рефинансирования, выданного НБУ в пользу банков, составил 12,5 млрд грн, причем практически вся эта сумма приходилась на национализированный Приватбанк. Таким образом, группа иностранных банков и банков с частным украинским капиталом полностью рассчитались по своим обязательствам перед Нацбанком. Естественно, в подобной парадигме функционирования банки все меньше заинтересованы в привлечении вкладов с помощью высоких ставок по депозитам.

В условиях анемичного роста кредитования банки в основном размещали свои ресурсы с помощью покупки депозитных сертификатов НБУ, доходность по которым составляла от 12% до 15%

Большая часть ресурсов, как и прежде, была заключена в замкнутой монетарной системе "НБУ - коммерческие банки" без корреляции ее финансового потенциала с реальным сектором экономики. Качество кредитных портфелей банков продолжает оставаться на критически низком уровне: несмотря на то что в третьем квартале прошлого года удельный вес неработающих кредитов сократился на 1,3%, общая их доля в структуре кредитного портфеля составляет 56,4%. За указанный период банки списали 10 млрд грн проблемных кредитов. Покрытие обязательными резервами неработающих кредитов сохраняется на уровне 76,6%, то есть процесс очищения банковских балансов от токсинных активов еще не завершен.

Общие активы банковской системы превысили 1,28 трлн грн, из них в валюте - почти 0,5 трлн грн, или 39%. На долю госбанков пришлось 56% от общих активов, на группу иностранных банков - 31%, на банки с частным украинским капиталом - 13%. Таким образом, можно констатировать завершение строительства новой модели банковской системы, архитектоника которой состоит из фундамента в виде госбанков, существенной части банков с иностранным капиталом и небольшого вкрапления украинских частных банков.

Основная часть денежных средств и их эквивалентов сконцентрирована в сегменте госбанков - 42 млрд грн, 28 млрд грн - в банках с иностранным капиталом и 11 млрд - в так называемых "украинских". В то же время, несмотря на существенное отличие в рыночной доле, иностранные банки практически догнали госсектор по уровню средств в других банках (60 млрд грн против 77 млрд грн), что говорит о непропорционально большом уровне остатков на корреспондентских счетах у "западников" (в основном в валюте за рубежом в материнских финансовых учреждениях), а также об их высокой роли в структуре украинского межбанка.

В госсекторе сконцентрирован основной кредитный портфель системы: 447 млрд грн, выданных юридическим лицам, и 56 млрд грн, выданных физическим лицам. В иностранных банках данный показатель составляет 290 млрд грн и 84 млрд грн, а в "украинских" - 97 млрд грн и 18 млрд грн соответственно.

В то же время доля кредитов, выданных населению в государственном сегменте, составляет всего 11%, в то время как в иностранном - 22%, а в украинском - 16%. Складывается парадоксальная ситуация: учитывая уровень коррупции и неэффективного управления финансовыми ресурсами госбанков, последние должны специализироваться на розничном кредитовании населения, где указанные негативные факторы могут быть существенно минимизированы. В то же время частный банковский сектор более логично было бы направить на кредитование реального сектора экономики, особенно малого и среднего бизнеса, ведь система управления и риск-менеджмента в частных банках способна отсечь воздействие коррупционных факторов кредитования и повысить общую эффективность кредитных портфелей. Как видим, на практике ситуация диаметрально противоположная: госбанки кредитуют бизнес, частные - население.

К сожалению, в прошлом году наблюдалось замораживание кредитования корпоративного сектора на фоне существенного прироста объема потребительских кредитов, выданных населению в основном на покупку импортной бытовой техники: за год объем подобных кредитов увеличился на 25,2%.

Госбанки продолжают активно выкупать ОВГЗ, в том числе и в рамках программы докапитализации госпредприятий: им принадлежит портфель ценных бумаг на сумму 254 млрд грн, в то время как портфель ценных бумаг на балансе иностранных и частных украинских банков составляет 33 млрд грн и 20 млрд грн соответственно. К сожалению, высокий уровень участия госбанков в выкупе долговых обязательств Минфина является как удобной ширмой для скрытия системных ошибок госуправления, так и несет угрозу для стабильности всего рынка капитала в будущем.

В структуре фондирования банков средства юридических лиц (444 млрд грн) практически вплотную приблизились к объему средств населения (447 млрд грн), что свидетельствует о постепенной утрате банками своей исторической роли в формировании пассивных доходов украинцев и абсорбции излишних общественных накоплений. Основным альтернативным рынком, который аккумулировал свободные средства населения, на данный момент является рынок недвижимости (в основном первичный), наличная валюта (в том числе теневой рынок займов) и спекуляции на форексе. В этих условиях банки уже не могут с помощью своих финансовых инструментов сокращать избыточный навес ликвидности на рынке и играть присущую им дефляционную роль.

В госбанках сконцентрирована основная часть портфеля депозитов физических лиц - 277 млрд грн, что существенно превышает данный показатель в частном секторе (иностранные и украинские банки) - 170 млрд грн. Учитывая, что государство приняло на себя гарантии полного возврата средств населения в госбанках (хотя данное утверждение достаточно спорно по причине неопределенного статуса специального закона о гарантиях), данный вид потенциальных обязательств существенно увеличивает как уровень бюджетных рисков, так и потенциальный показатель внутреннего госдолга.

Если проанализировать временную динамику притока вкладов населения в банки, то в первом квартале прошлого года данный показатель составил 9 млрд грн, во втором - ускорился до 16,1 млрд грн, а в третьем квартале катастрофически сократился до 0,7 млрд грн, что свидетельствует как об усилении девальвационных и инфляционных ожиданий в обществе, так и об общей оценке населением уровня экономических, политических и финансовых рисков в стране.

Увеличение валютных остатков компаний-экспортеров привело к росту средств юрлиц в банках на 16,8 млрд грн в третьем квартале 2017-го. Наблюдается сокращение и такого инструмента фондирования, как межбанковские кредиты: снижение на 0,6% - до 14,3% за указанный выше период, что свидетельствует о достаточном уровне текущей ликвидности системы.

С помощью конвертации межбанковских кредитов материнских банков в уставный капитал их банков в Украине валовый внешний долг банковской системы сократился на $1,7 млрд, то есть механизм докапитализации банков с помощью "одной бухгалтерской проводки", а не живыми деньгами, продолжает практиковаться с позволения НБУ в группе банков с иностранным капиталом, в связи с чем повышение адекватности их капитала происходит лишь методологически (на бумаге), а не в реальности.

Наибольший размер нераспределенных убытков зафиксирован в государственном сегменте банковской системы: - 232 млрд грн (при уровне уставного капитала в размере 264 млрд грн). Таким образом, реальный капитал составил всего 82 млрд грн, что свидетельствует о структурной эрозии корневого (уставного) капитала и о глубокой декапитализации государственного банковского сектора. Глубина эрозии капитала составила 88%.
В банках с иностранным капиталом уровень убытков достиг 129 млрд грн (при уставном капитале 150 млрд грн). Глубина эрозии капитала составила 86%. В то же время у банков с национальным капиталом уровень убытков составил всего 7 млрд грн (при размере уставного капитала в 23 млрд. грн). Глубина эрозии капитала составила 29%, что почти в три раза ниже, чем в государственных и иностранных банках. Данный показатель еще раз свидетельствует о том, что концентрация финансовых рисков в сегменте банков с частным украинским капиталом является наименьшей, а решение об их "зачистке" принималось исходя из субъективных кулуарных факторов, которые не имеют ничего общего с объективными финансовыми индикаторами.

В настоящее время основная часть рисков банковской системы сконцентрирована в группе госбанков и банков с иностранным капиталом.

За прошедший год банки продолжали оптимизировать свою рыночную инфраструктуру: было сокращено почти 800 банковских отделений. Банки продолжали сокращать персонал: за три квартала 2017 г. количество наемных работников уменьшилось со 140,1 тыс. человек до 134,9 тыс. В то же время количество банкоматов и платежных терминалов увеличилось с 33,8 тыс. штук до 36,5 тыс. штук, что свидетельствует о все большем переходе банков на дистанционное обслуживание клиентов.

ЧИТАЙТЕ: Янукович сбежал, но долг его живет

В целом можно констатировать, что так называемая "очистка" банковской системы практически завершена, но она не привела к появлению конкурентного, надежного и прозрачного финансового сектора. И если раньше на нем частные банки-"пылесосы" отжимали лишнюю ликвидность у населения и малого и среднего бизнеса с тем, чтобы часть этих денег банально украсть, то теперь к работе приступили госбанки-"насосы", которые выкачивают "лишнюю" ликвидность, но уже из госбюджета, с тем, чтобы использовать этот ресурс также непрозрачно и в корыстных целях. Полученная на "выходе" квазигосударственная банковская система не только неэффективна в плане абсорбции общественных накоплений, но и дисфункциональна в плане кредитования реального сектора экономики. В 2018 г. наша промышленность и сектор МСБ продолжат работу за счет внутренних инвестиций собственных оборотных средств, то есть без кредитного плеча банков. Снижение уровня процентных ставок по депозитам практически полностью лишит данный инструмент его привлекательности для населения, а уровень ставок по кредитам будет иметь тенденцию к росту. Основная часть финансовых рисков будет сконцентрирована в сегменте госбанков, которые становятся максимально уязвимы к возможному осеннему массовому оттоку размещенных в них средств юридических и физических лиц, что создает системные риски для сбалансированности базовых макроэкономических показателей страны в целом и бюджетных обязательств в частности.

А удельный вес банков с национальным капиталом будет и дальше сокращаться. В целом это будет еще один год функционирования закрытой модели "НБУ - коммерческие банки", но более уязвимой к внешним негативным шокам.

 Деловая Столица

Теги:   банки

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Loading...
SELECTORNEWS



комментировать
  Имя:
Текст сообщения:
img
quote
strike
underline
italic
bold



обновить картинку
Введите символы с картинки:






ПогодаПрогноз погоды
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:


Мета-Новости
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ