.
Е-декларации  |  
Бюджет 2017  |  
Децентрализация  |  
Реформы в Украине  |  
Война с Россией  |  
Аннексия Крыма  |  
Украина - НАТО  |  
Ассоциация с ЕС  |  
Зона свободной торговли  |  
Евромайдан  |  
Безналичные платежи  |  
Сланцевый газ  |  
Цены на бензин  |  
Тарифы на газ   |  
Пиратство в Украине  |  
Европротокол  |  
Что будет с гривной?  |  
Депозитные ставки  |  
Налог на недвижимость  |  
Таможенный союз  |  
Цены на нефть  |  
Налог на прибыль  |  
Возмещение НДС  |  
ВВП Украины   |  
Рынок Форекс   |  
Единый налог  |  
Налоговая декларация  |  
Оффшорные зоны  |  
Цены на газ   |  
Лизинг  |  
Автострахование  |  
ОСМД  |  
Пенсионная реформа  |  
Безвизовый режим  |  
Биометрический паспорт   |  
Вклады СССР   |  
Техосмотр  |  
Тарифы ЖКХ  |  
Новый год  |  
Тарифы на воду  |  
Тарифы на электричесвто  |  
Тарифы на отопление  |  
Отмена льгот  |  
Дороги в Украине  |  
Реконструкция Почтовой площади  |  
Вторая волна кризиса  |  
Недвижимость  |  
Доступное жилье   |  
Реформа БТИ   |  
Ипотека  |  
Материнский капитал  |  
Авторынок  |  
Автокредиты   |  
Автогражданка  |  
Кредиты МВФ  |  
Инфляция в Украине  |  
Прожиточный минимум  |  
Государственный долг  |  
Инвестиции в золото  |  
Транспорт   |  
Скоростные поезда  |  
Маршрутки  |  
Метро  |  
Авиаперевозки  |  
Армия чиновников  |  
Налог на роскошь   |  
Верховная рада  |  
Жизнь олигархов  |  
Привилегии депутатов  |  
Карточка киевлянина   |  
Проверки бизнеса  |  
Наводнение  |  
Запрет курения  |  
Валютный сбор  |  
Курс доллара  |  
Курс евро  |  
Реконструкция ГТС  |  
LNG-терминал  |  
Фондовая биржа  |  
Туризм  |  
Качество продуктов  |  
Приватизация  |  
Штрафы в Украине  |  
ГАИ  |  
Мошенничество  |  
Интернет  |  
Демонтаж киосков  |  
Белорусские продукты   |  
Работа таможни  |  
Таможенный кодекс   |  
Денежные переводы   |  
АПК  |  
Работа коллекторов  |  
Образование  |  
Банкомат  |  
Афера Родовид банка  |  
Рейдерские атаки   |  
Возвращение МММ  |  
Рынок труда  |  
Трудовой кодекс   |  
Кредитование  |  
Страхование  |  
Налогообложение  |  
Продажа земли  |  
IT-технологии  |  
Акции протеста  |  
Борьба с коррупцией  |  
Укртелеком  |  
Аптеки в Украине  |  
Укрзализныця  |  
Зеленый тариф  |  
Медицина  |  
Контрактная армия  |  
Налоговый кодекс   |  
Игорный бизнес  |  
Платежный баланс  |  
Жилищный кодекс   |  
Урожай


Энергорынок по-новому

ВТОРНИК, 18 АПРЕЛЯ 2017, 23:29
Просмотров: 600     Комментариев: 0

Верховная Рада приняла законопроект о рынке электроэнергии, который предусматривает внедрение новой модели рынка.

Голосованию предшествовала оживленная дискуссия в сессионном зале. Большинство нардепов упоминали о поддержке этого закона западными партнерами, называли его очень важным и призывали голосовать.

Однако, против законопроекта высказалась лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, вспомнив об истории с «лесом-кругляком», а затем приравняв закон к формуле «Роттердам +» (согласно которой тарифы для населения существенно выросли).

ЧИТАЙТЕ: Цены на продукты отправятся в плавание

По ее словам, ночью законопроект «нашпиговали» коррупционными поправками, которые не успели прочитать ни представители Европейского Союза, ни других международных структур. Она выступала за постатейное чтение и голосования закона.

«Потому что здесь, в поправках, не просто коррупция, здесь бартер, здесь абсолютная избирательность, здесь определение в ручном режиме, кто что будет делать. И никакого отношения европейские институты к этому хламу не имеют! Там только господин Кононенко

Погода, Новости, загрузка...
из БПП сделал столько правок, что в принципе этот закон уже будет служить только коррумпированному окружению президента», — говорила Тимошенко. Кононенко же отметил, что внес одну правку, которая касается допуска на рынок электроэнергии уполномоченных государственных банков вместо одного банка.

После долгой дискуссии о регламенте голосования, парламент проголосовал отдельно за каждую правку, отвергнутую комитетом. Все они не набрали достаточного количества голосов «за». На «энной» правке к спикеру Андрей Парубий начали подходить депутаты с требованием голосовать за закон во втором чтении и в целом. Вопрос о переходе к такому голосования поддержало большинство нардепов в зале, и закон таки был принят 277 голосами парламентариев.

Так какие же изменения вызовет принятый закон и как это повлияет как на потребителей, и на рынок электроэнергии в целом?

Собственно, о самом рынке.

По мнению Андрея Геруса, бывшего члена НКРЭКУ, украинский рынок электроэнергии является неконкурентным и технически изолированным от других. Теоретически на рынок может попадать электроэнергия из России и таким образом увеличивать конкуренцию на рынке, но это практически невозможно из-за политических барьеры. С другой стороны, импорт электроэнергии из Европы невозможен по техническим причинам, из-за десинхронизации.

Кроме того, украинский рынок нельзя назвать конкурентным, поскольку 95% подпадает под контроль двух игроков. Это государство и ДТЭК Рината Ахметова:

1. Энергоатом (государственная собственность) = 50−55% выработки
2. Центрэнерго (государственная собственность) = 8−10% выработки
3. Укргидроэнерго (государственная собственность) = 6−7% выработки
4. ДТЭК = более 25% выработки.

«То есть госкомпании (часто управляются из одного кабинета, где сидит победитель выборов) = 70% выработки. А ДТЭК = 25%. Суммарно два бенефициара контролируют около 95% выработки электроэнергии. Иностранных компаний нет», — объясняет Герус.

По его словам, вновь принятый закон отпускает в свободное плавание производителей электроэнергии.

Стоит добавить, что по утверждению авторов вновь принятого закона, благодаря его реализации будет обеспечена конкуренция на рынке и повышены экономические показатели деятельности участников рынка и энергетической отрасли в целом.

Законопроект также дополняет перечень участников рынка новым — трейдером, которым может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи конечному потребителю.

Как пояснила председатель Всеукраинского агентства инвестиций и устойчивого развития, эксперт группы Реформа энергетического сектора РПР Юлия Усенко, именно благодаря появлению трейдеров планируется увеличивать конкуренцию. Требованиями Третьего энергетического пакета ЕС предусмотрено разделить деятельность поставки и передачи электрической энергии.

«Сейчас облэнерго по сути в одном лице осуществляют как передачу электроэнергии, так и поставку напрямую потребителю. Эти функции не сможет выполнять одно и то же юридическое лицо. Мы ждем прихода новых поставщиков электрической энергии, которые смогут разбавить тех, кто сейчас на рынке», — рассказала эксперт.

Тарифы.

Как отметила Усенко, цены для населения растут и сейчас, а принятие закона не означает, что цены начнут сразу уменьшаться.

«Если это невозможно сейчас, то и при новом рынке, для введения которого должно пройти определенное время, этого также не произойдет. Нужно время, чтобы установились рыночные, то есть справедливые цены для потребителей», — объясняет эксперт РПР.

Она также добавляет, что документом предусмотрен переходный период в течение двух лет, который необходим для обеспечения условий для работы закона. Это, в частности, технические мероприятия — программное обеспечение для запуска рынков, предусмотренных законом (новая модель рынка будет состоять из рынка двусторонних договоров, рынка «на сутки вперед», внутрисуточного, балансирующего, розничного, а также рынка вспомогательных услуг — Ред.).

Однако, по мнению Геруса, цена на электроэнергию и конечные тарифы для населения все-таки вырастут — в 2, а, возможно, и в 3 раза.

«Это +150 гривен, +250 гривен к счету в месяц. кто сейчас на рынке», — сказал он.

Однако, по мнению эксперта, либерализация рынка без роста цены просто не могла бы состояться.

ЧИТАЙТЕ: Эпоха низких мировых цен на нефть дает Украине шанс на экономический рост

«Конечно, наша действующая модель устарела и ее следует реформировать. Но любая реформа должна приводить к положительным практическим результатам. И, по моему мнению, усиление конкурентности рынков является, как минимум, не менее важным, кто сейчас на рынке», — рассказал Герус.

При этом, по его словам, цена за электроэнергию для малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений и организаций также вырастет, возможно, в 1,5−2 раза.

«А вот для ТОП-20 крупных предприятий-потребителей электроэнергии цена, возможно, и не вырастет. А, может, и снизится. Они будут интересны для продавцов, кто сейчас на рынке», — добавил Герус.

По логике, чем выше конкуренция, тем ниже цена и высокое качество. Экс-член НКРЭКУ привел пример:

«В России, где есть с десяток добытчиков угля, его цена на уровне Роттердам-. В Польше также на уровне Роттердам-. В Украине, где более 80% в одних руках, и, по моему мнению, это монополия, отпущенная государством в свободное плавание, цена угля Роттердам+».

Однако, по словам Геруса, последствия закона могут быть как положительные, так и отрицательные.

«Конкурентный рынок можно было строить и до закона (приватизация, корпоратизация, расщепление, открытие рынка). Но этого никто не делал. Кто-то внезапно изменит приоритеты и возьмется за такую непростую задачу после закона? Посмотрим, есть два года», — отметил он.

Капитал


Теги:   закон

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
SELECTORNEWS



комментировать
  Имя:
Текст сообщения:
img
quote
strike
underline
italic
bold


Введите символы с картинки:







ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ