.
Цены на бензин  |  
Тарифы ЖКХ  |  
Недвижимость  |  
Депозитные ставки  |  
Материнский капитал  |  
Е-декларации  |  
Бюджет 2018  |  
Децентрализация  |  
Реформы в Украине  |  
Ассоциация с ЕС  |  
Зона свободной торговли  |  
Безналичные платежи  |  
Сланцевый газ  |  
Тарифы на газ   |  
Пиратство в Украине  |  
Европротокол  |  
Что будет с гривной?  |  
Налог на недвижимость  |  
Таможенный союз  |  
Цены на нефть  |  
Налог на прибыль  |  
Возмещение НДС  |  
ВВП Украины   |  
Рынок Форекс   |  
Единый налог  |  
Налоговая декларация  |  
Оффшорные зоны  |  
Цены на газ   |  
Лизинг  |  
Автострахование  |  
ОСМД  |  
Пенсионная реформа  |  
Безвизовый режим  |  
Биометрический паспорт   |  
Вклады СССР   |  
Техосмотр  |  
Новый год  |  
Тарифы на воду  |  
Тарифы на электричесвто  |  
Тарифы на отопление  |  
Отмена льгот  |  
Дороги в Украине  |  
Реконструкция Почтовой площади  |  
Вторая волна кризиса  |  
Доступное жилье   |  
Реформа БТИ   |  
Ипотека  |  
Авторынок  |  
Автокредиты   |  
Автогражданка  |  
Кредиты МВФ  |  
Инфляция в Украине  |  
Прожиточный минимум  |  
Государственный долг  |  
Инвестиции в золото  |  
Транспорт   |  
Скоростные поезда  |  
Маршрутки  |  
Метро  |  
Авиаперевозки  |  
Армия чиновников  |  
Налог на роскошь   |  
Верховная рада  |  
Жизнь олигархов  |  
Привилегии депутатов  |  
Карточка киевлянина   |  
Проверки бизнеса  |  
Наводнение  |  
Запрет курения  |  
Валютный сбор  |  
Курс доллара  |  
Курс евро  |  
Реконструкция ГТС  |  
LNG-терминал  |  
Фондовая биржа  |  
Туризм  |  
Качество продуктов  |  
Приватизация  |  
Штрафы в Украине  |  
ГАИ  |  
Мошенничество  |  
Интернет  |  
Демонтаж киосков  |  
Белорусские продукты   |  
Работа таможни  |  
Таможенный кодекс   |  
Денежные переводы   |  
АПК  |  
Работа коллекторов  |  
Образование  |  
Банкомат  |  
Афера Родовид банка  |  
Рейдерские атаки   |  
Возвращение МММ  |  
Рынок труда  |  
Трудовой кодекс   |  
Кредитование  |  
Страхование  |  
Налогообложение  |  
Продажа земли  |  
IT-технологии  |  
Акции протеста  |  
Борьба с коррупцией  |  
Укртелеком  |  
Аптеки в Украине  |  
Укрзализныця  |  
Зеленый тариф  |  
Медицина  |  
Контрактная армия  |  
Налоговый кодекс   |  
Игорный бизнес  |  
Платежный баланс  |  
Жилищный кодекс   |  
Урожай


Отопительный сезон-2017: как готовятся энергетики к следующей зиме?

ПОНЕДЕЛЬНИК, 10 АПРЕЛЯ 2017, 23:13
Просмотров: 980     Комментариев: 0

В Украине завершается отопительный сезон, и, несмотря на то, что государству удалось сформировать запасы топлива, а стране пережить зиму без существенных осложнений, осенне-зимний период давно стал одной из основных проблем украинской энергетики.

Проблемы, повторяющиеся из года в год, связаны с многомиллиардными долгами теплоэнергетиков за потребленный газ, высоким уровнем потерь тепла в магистральных сетях и жилфонде, несвоевременными расчетами населения за энергоресурсы, ростом тарифов на газ и тепловую энергию и отсутствием системной подготовки к отопительному периоду. Кроме того, из-за блокады поставок товаров и грузов с оккупированных территорий государству пришлось в авральном режиме покрывать дефицит энергетического угля, необходимого для бесперебойной работы ТЭС. В таких условиях населению ничего не остается, как искать альтернативные источники энергоснабжения и повышать уровень энергоэффективности жилья. Но в этот отопительный период бытовые абоненты действовали вопреки, и, наоборот, наращивали потребление энергоресурсов.

Как готовились.

«Отопительный сезон

Погода, Новости, загрузка...
2016−2017 годов — один из самых тяжелых за все годы независимости Украины», — заявил недавно вице-президент межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» (объединяет крупнейшие теплоэнергетические предприятия) Сергей Дунайло. Основания для такой оценки у энергетиков действительно есть — отрасль «входила» в отопительный сезон в чрезвычайных условиях.

Все началось еще в мае 2016 года, когда сепаратисты на Донбассе заблокировали поставки угля-антрацитас оккупированных территорий, необходимого для работы половины украинских ТЭС. В итоге, при потребности угольных запасов на складах в 2,7 млн тонн к началу отопительного периода (к октябрю 2016 года) они составляли 1,7 млн тонн (из них около 950 тыс. тонн -антрацит). Полностью компенсировать мощности тепловой генерации за счет атомной энергетики сразу не удалось — из-за судебных разбирательств и ареста счетов «Энергоатома» несколько энергоблоков АЭС не успели своевременно завершить плановые ремонты и запуститься в работу. Правительство решило спасать ситуацию за счет импорта угля антрацитовых марок из ЮАР.

По данным Министерства энергетики и угольной промышеленности, к ноябрю в Украину было завезено 435 тыс. тонн антрацита. Параллельно в Кабинете министров рассчитывали на еще один резервный источник — природный газ. Чтобы его задействовать, пришлось бы расконсервировать газомазутные блоки ТЭС для обеспечения населения электроэнергией. Готовясь к такому варианту, чиновники обязали НАК «Нафтогаз Украины» фактически в авральном режиме — до 1 ноября 2016 года — закачать дополнительно 2,5 млрд кубометров газа и сформировать его запасы на уровне 17 млрд кубометров. Ранее планировалось, что к началу осенне-зимнего периода «Нафтогаз» сформирует запасы на уровне 14,5 млрд кубометров, которых при бесперебойных поставках газа из Европы должно было хватить для стабильного прохождения отопительного сезона.

ЧИТАЙТЕ: Жизнь без мусора

«Тогда было принято заведомо невозможное для реализации решение. Ведь к моменту его принятия, то есть, к 1 сентября, запасы газа в хранилищах составляли около 11 млрд кубометров. К этому времени страна уже отказалась от закупок российского газа, а европейские поставки хоть и шли стабильно, но так сразу и значительно увеличить пропускную способность трубопроводов было нереально. Очевидно, что к форс-мажорным ситуациям перед началом отопительного сезона никто не был готов, и все просто метались от одного решения к другому», — рассказал изданию высокопоставленный источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным.

Напомним, к началу отопительного сезона объем газа в подземных хранилищах составлял 14,7 млрд кубометров. По данным ПАО «Укртрансгаз», в период с 1 по 19 октября в сутки из Европы импортировали 48,7 млн кубометров. Не без проблем отопительный период начался и для предприятий коммунальной теплоэнергетики.

«К началу сезона у 144 теплокоммунэнерго из-за долгов перед “Нафтогазом” за потребленный газ были арестованы счета. НАК подавал на предприятия-должников в суды, и они арестовали все счета. В результате у теплоэнергетиков были заблокированы валютно-кредитные счета, и мы не могли воспользоваться средствами, привлеченными у международных банков, а также не могли выполнять инвестиционные программы, то есть ТКЭ не могли должным образом готовиться к началу отопительного сезона», — сообщил Сергей Дунайло.

Как перезимовали.

Несмотря на все сложности, блокаду поставок энергетического угля из ОРДЛО теперь уже со стороны подконтрольной территории, отопительный период прошел в Украине без значительных происшествий. По данным Минрегиона, сезон начался 10 октября 2016 года, и сейчас уже завершился в большинстве регионов Украины. В Николаевской, Одесской, Херсонской, Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Житомирской областях, в Киеве и Кропивницком прекращены поставки тепла в жилищный фонд и объекты бюджетной сферы (детсады, школы, больницы). Согласно законодательству, решение о прекращении поставок тепла принимают местные органы власти, если среднесуточная температура в течение трех дней выше 8 градусов Цельсия.

По словам заместителя директора департамента экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Дмитрия Петрунина, с октября по январь «количество внештатных ситуаций увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим отопительным периодом и составило 14 тысяч». Самые крупные из них — это аварии на магистральных теплотрассах. По данным Минрегиона, уровень изношенности тепловых сетей превышает в среднем 60%, а около 16% — вообще в аварийном состоянии. Еще одной особенностью этой зимы стало то, что она была холоднее предыдущей. И это повлияло на рост объемов потребления энергоресурсов.

«Этот отопительный период был холоднее предыдущего в среднем на 5,2 градуса Цельсия, — сообщил директор департамента энергоэффективности и энергосбережения НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Войтович. — Жилищный сектор увеличил потребление газа на 1,5 млрд кубометров, а промышленность, наоборот, снизила потребление на 200 млн кубометров».

Уточнить статистику потребления тепловой энергии ни в Минрегионе, ни в Минэнерго не смогли, отметив, что в этом сезоне «наблюдался незначительный рост расходования энергоресурсов в связи с более холодной зимой».

Увеличился в отопительный период и транзит газа на 21% по сравнению с прошлым сезоном. «По ГТС прошло почти 46,5 миллиардов кубометров, или 300 миллионов кубометров газа в сутки, — уточнил Войтович. — К концу марта запасы в подземных хранилищах составляли 8,1 миллиардов кубометров. Хотя за последние пять лет этот показатель традиционно не превышал 5−6 миллиардов кубометров».

Но для того, чтобы обеспечить надлежащую подготовку к следующей зиме и «войти в сезон» без существенных проблем, и чиновникам, и энергетикам придется потрудиться над решением ряда накопившихся системных вопросов. В сегменте тепловой энергетики их условно можно разделить на две категории: взаимоотношения «Нафтогаз Украины» с теплоэнергетическими предприятиями и работа теплоэнергетиков с потребителями.

Как задолжали.

Основная проблема теплокоммуэнерго и ТЭЦ — их задолженность перед НАК «Нафтогаз Украины». По оперативным данным «Нафтогаз Украины», на 4 апреля, суммарный долг ТКЭ, ТЭЦ и промышленности составил 29,6 млрд гривен с учетом предыдущих периодов. Более 80% из этой суммы должны теплоэнергетики за газ, который им необходим для производства тепловой энергии для обеспечения потребителей. Такой объем долга теплоэнергетики наращивали из-за того, что долгие годы тарифы на энергоресурсы для потребителей не покрывали затраты предприятий и не соответствовали рыночному уровню цен. Государство, которое искусственно удерживало стоимость тепла и газа для населения ниже экономически обоснованного уровня, вынуждено было покрывать так называемую разницу в тарифах из госбюджета. Практика показывает, что денег на выплату этой компенсации систематически не хватает. В этом году на покрытие долгов государства перед теплоэнергетиками и водоканалами по тарифной разнице заложено порядка 5 млрд гривен.

«Мы никогда вовремя субвенцию на разницу в тарифах не получали и не получаем сейчас, а “Нафтогаз” ждать не будет. Как только у нас возникает долг за газ — они нас сразу обкладывают штрафами и начисляют пени за просрочку платежа», — пожаловались члены ассоциации «Укртеплокоммуэнерго».

Украинское законодательство действительно позволяет НАКу «не отпускать газ в долг» и прекратить поставки топлива теплоэнергетиками, если у них есть задолженность. Еще можно применить к ним штрафные санкции. В свою очередь, тепловые компании, для которых единственный источник дохода — плата потребителей за поставленное им тепло, лишены возможности отключать абонентов-неплательщиков от централизованного теплоснабжения. Вплоть до 2016 года неоднократные попытки провести через Верховную Раду законопроект, которым бы для населения вводилась пеня за неуплату по коммунальным платежам, были провальными.

Норма о введении пени за просрочку оплаты за услуги ЖКХ содержится в депутатском законопроекте № 1581-д, который Рада приняла в первом чтении еще в феврале прошлого года. Рассматривать документ во втором чтении парламент должен был 4 апреля, но этого так и не произошло.

«Проблема отопительного сезона одна — “Нафтогаз” требует оплату за природный газ, — говорит директор департамента энергоэффективности и энергосбережения НАК Юрий Войтович. — Но ведь эти деньги мы аккумулируем именно для того, чтобы пополнить запасы газа в хранилищах и подготовиться к следующему отопительному сезону, в котором мы этот газ будем продавать ТКЭ. Если ТКЭ не могут рассчитаться с нами, мы не можем купить газ и пополнить наши запасы».

Механизм, который должен обезопасить «Нафтогаз» от таких проблем, правительство утвердило еще в июне 2014 года. Речь идет о правительственном постановлении № 217, согласно которому все средства, полученные от потребителей за поставленное тепло, аккумулируются на специальных счетах, с которых автоматически отчисляется плата за газ, а остальной суммой могут распоряжаться тепловые предприятия. Кроме того, в ноябре прошлого года парламент принял закон № 1730−19, которым предусмотрен порядок пятилетней реструктуризации задолженности ТКЭ за природный газ. По словам теплоэнергетиков, все это не помогает.

Наличие спецсчетов, по мнению игроков рынка, приводит к тому, что «из оборотных средств предприятия вымываются все деньги и отдаются НАКу, а у тепловиков ничего не остается на операционные затраты и модернизацию оборудования». Недовольны в отрасли и тем, как реализуются нормы закона № 1730−19. «По состоянию на 1 марта, предприятия теплоэнергетики погасили из 15 миллиардов гривен долга за газ почти 90% этой суммы. Но “Нафтогаз” засчитал нам эту оплату как за долги предыдущих периодов, а не за текущий сезон. В результате у нас опять долг, и нам начисляют штрафы и пени на него, — сообщил Сергей Дунайло. — Более того, НАК не снимает с нас штрафы за уплаченные нами долги, а тарифы покрывают наши затраты не полностью, а на 90%, при том, что 98% в структуре тарифа — плата за энергоносители и зарплатный фонд».

В «Нафтогаз Украины» говорят, что действуют в рамках законодательства. «Когда предприятие погашает долг, мы штрафы снимаем. Но ведь погасить долг за конкретный период теплокоммунэнерго могут и через 1,5 года, например», — отметил Войтович. По его словам, основные проблемы ТКЭ лежат несколько в другой плоскости: «Это высокий уровень потерь в сетях, высокие объемы использования газа, покупка оборудования, которая не заложена в тариф, отсутствие законодательных стимулов в отношении должников-потребителей».

Как готовимся.

Все игроки рынка сходятся во мнении, что потребитель лишен стимулов к экономии энергоресурсов, сокращению тепловых потерь в жилищном фонде, которые в среднем по стране достигают 40%. Не эффективна и система начисления жилищных субсидий. «Перед началом отопительного сезона задолженность государства по выплате льгот и субсидий — около 5 миллиардов гривен. Как результат — люди не рассчитываются за газ, у нас формируется долг перед НАКом, нам арестовывают счета», — жалуется Сергей Дунайло.

«Единственное решение — монетизация субсидий до уровня потребителей», — считает Юрий Войтович. Отсутствие правовых рычагов по стимулированию должников к оплате с одной стороны, и динамичный рост стоимости энергоресурсов с другой стороны, приводит к падению платежной дисциплины среди населения. По последним данным Госстата, за февраль бытовые потребители погасили около 89% начисленных им сумм за услуги ЖКХ. При этом, теплоэнергетики в неофициальных беседах уверяют, что в отопительный период уровень платежей и того меньше. «Платят 65−70%, не больше. Государство на это закрывает глаза. Мы не можем отключать или штрафовать потребителей, но у них есть возможность реструктуризировать свой долг. За отопительный период договора на реструктуризацию в среднем по стране заключили около 2,5% должников на сумму меньше 30 млн гривен. Это капля в море по сравнению с нашими долгами за газ. Но важно еще и то, что рост тарифов и система субсидий совершенно не стимулирует потребителя экономить энергоресурсы. Люди перестали бояться жить в долг», — заявил изданию один из директоров крупного ТКЭ на правах анонимности.

«Они — ТКЭ — не работают с потребителями, не проводят информационной компании, не общаются с должниками», — неофициально комментируют проблему в «Нафтогаз Украины».

Причина, по которой энергетика в отопительный период и межсезонье регулярно находится в чрезвычайной ситуации, более глобальна, уверены эксперты.

«Украина уже не первый год находится в состоянии войны. Необходим комплексный план и одинаковые правила игры для всех игроков отрасли и по запасам топлива, и по подготовке к чрезвычайным и форс-мажорным ситуациям», — уверен президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.

ЧИТАЙТЕ: Выборы подкрались незаметно

Мешает полноценно подготовиться к отопительному сезону правительству целый ряд факторов: не согласованность работы газового и электроэнергетического секторов при формировании запасов топлива, отсутствие законодательно утвержденной стратегии энергетической безопасности, низкий уровень развития альтернативной энергетики и кампании по информированию населения.

«Ежегодно мы говорим о необходимости формирования топливных резервов, в том числе, за счет критического импорта энергоресурсов, о необходимости комплексного подхода, но каждый год чиновники совершают одни и те же ошибки. Получается замкнутый круг», — говорит Гончар.

Пока чиновники думают, как решать глобальные проблемы, в том числе и на законодательном уровне, энергетики уже начали готовиться к следующему отопительному периоду. По данным информационной мониторинговой системы Gas Infrastructure Europe, объем закачки газа в подземные хранилища с 28 марта превышает объем его отбора. А министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик на днях заявил, что игроки рынка уже начали контрактовать уголь-антрацит из ЮАР и США. «Мы получили информацию, что из США можем поставить порядка 2,5−3 млн тонн угля», — заявил чиновник. По его данным, до конца 2017 года Украине потребуется около 4,7 млн тонн угля.

Капитал


Теги:   ЖКХ

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Loading...
SELECTORNEWS



комментировать
  Имя:
Текст сообщения:
img
quote
strike
underline
italic
bold



обновить картинку
Введите символы с картинки:






ПогодаПрогноз погоды
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:


Мета-Новости
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ